Таблица 1
Основные социально-биологические инстинкты, определяющие жизнедеятельность и общественное поведение индивидов
№ |
Название инстинкта |
Характеристика содержания инстинкта |
1 |
Существовать |
Есть, пить, дышать, сохранять жизнь, иметь кров в соответствии с историческими условиями, искать комфорта, приятных ощущений, отдыхать, наслаждаться, быть счастливым, ибо каждый рожден для счастья. |
2 |
Расти |
Физически, духовно, интеллектуально. Становиться сильнее, умнее, расширять свои владения, увеличивать имущество, доходы, увлечения. Заводить семью, растить детей, внуков, добиваться собственной неповторимости. Воспитывать себе подобных, передавать им свой опыт, знания. |
3 |
Утверждаться |
Занять свое место под солнцем. Быть заметным, уважаемым, добиваться чина, признания, возвышаться над более слабыми, соревноваться с более сильными, добиваться их уважения, обладать чувством собственного достоинства. |
4 |
Защищаться |
Не допускать вторжения других в свою жизнь, семью, собственную личность. Оберегать свое племя, Родину, веру, свободу, защищать их секреты любой ценой, вплоть до собственной жизни. Избегать ударов судьбы, природы, людей. |
55 |
Взаимодействовать |
Сливать свою жизнь с другими. Создавать группы единомышленников, партнеров, вступать с ними в связь. Делиться знаниями и опытом не только со своими детьми, но и партнерами, соплеменниками, привязываться к ним, делиться радостями и горестями, быть патриотом, преданным своей вере, партии, посвящать себя любимому делу, сохранять верность идеалу и добру. Жертвовать собой ради других. |
«Первые четыре группы инстинктов – эгоцентрические. В основе их – утверждение собственного «Я». Пятая группа – альтруистическая, включающая бескорыстие, доброжелательность и жертвенность, заботу о других, даже не близких индивиду людей. Обязательно надо видеть в каждом и то, и другое. Причем, по утверждениям Ж. Герина, сегодня человек все более и более стремится присоединиться к другим, объединить свои усилия, действовать в содружестве, часто даже жертвуя собою для других» [33, с. 147].
На основе подобных утверждений в общепсихологическом подходе зарубежной психологии дается объяснение многим межличностным связям, которые непосредственно проявляются в коллективе, или группе связанные общими действиями. Следовательно, в данной трактовке в первую очередь делается акцент на всеобщие механизмы психологической деятельности индивида.
Следующее направление в изучении основ СПК представлено эмпирико-статистическим направлением, где основная модель системы групповых отношений принадлежит Р. Кэттеллу, широко известному скорее исследованиями в области психологии личности, нежели разработками социально-психологического характера. Тем не менее, предложенная им концепция группового поведения, получившая название теории групповой синтальности (под столь необычным названием понимается поведение группы, действующей как целое), относится специалистами к числу достаточно популярных за рубежом. Одним из ключевых в теории групповой синтальности является понятие синергии. Предполагается, что каждый индивид, вступая в группу, привносит в нее определенное количество индивидуальной энергии, предназначенной для развертывания групповой активности. Общее количество этой индивидуальной энергии, имеющейся у группы, и есть синергия. Часть ее (так называемая «синергия сохранения группы»), как считает Р. Кэттелл, расходуется на сохранение существования группы в качестве некоей целостности, а оставшееся количество (так называемая «эффективная синергия») направляется на достижение целей, ради которых группа создана.
Характеристика индивидных свойств человека
Человек как биологическое существо, как представитель вида Homo sapiens называется индивидом. Соответствующие свойства, которые характеризуют его в этом качестве, называются индивидными. Среди многообразных индивидных свойств наибольший интерес для психологии представляют нейропсихологические, нейродинамические, возрастные, половые, кон ...
Конфликт как механизм развития
Генетическая теория Ж. Пиаже основывается на представлении о существовании двух базовых процессов, обслуживающих адаптацию, и, следовательно, объясняющих развитие: ассимиляции и аккомодации. Их реципрокность оказывается по мнению Пиаже, механизмом, обеспечивающим устойчивость адаптационных процессов.
В рамках возрастной динамики наруше ...
Особенности обучения и психического развития детей младшего школьного
возраста. Характеристика новообразований психики младшего школьника
Психическое развитие – закономерное изменение психических процессов во времени, выражающееся в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Психическое развитие в частности характерно таким проявлением как новообразования, то есть возникновение ранее не выражаемой способности или усложнение уже существующей.
Каждый возра ...