Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 9

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

ü система нормативного контроля;

ü и относительная социальная позиция группы [30, с. 365].

Таким образом, в данном подходе главенствующим фактором определения социально-психологического климата является определенная «значимость других», что связывает субъекта с другим человеком или группой лиц.

Последним подходом в объяснении понятия СПК в зарубежной психологии является концепция оперантного подкрепления Скиннера. Внешне она выглядит как манипулирование личностью, т.е. индивидуумы в группе повторяют поведение, которое больше приносило удовлетворение, и избегают поведения, которое доставляло им неприятности. У любого действия, а также поведения в групповых отношениях есть последствия – негативные и позитивные [53, с. 80].

Идеи этой теории легли в основу социально-психологических теорий малых групп Д. Хоманса, Д. Тибо и Г. Келли, которые избрали объектом концептуализации внутридиадные отношения и перенося результаты анализа на большие по объему группы. Так, данная концепция определяется качеством взаимоотношений в группе и суммой получаемых «вознаграждений» каждым участником. Главное внимание авторы уделяют фактору «взаимного обмена вознаграждениями и наказаниями» в контексте взаимодействия. Основное содержание подхода сводится к следующему:

ü всякое межличностное отношение – взаимодействие;

ü всякое взаимодействие приводит к “исходу”: вознаграждению или потере;

ü взаимодействие повторяется, если сумма вознаграждений больше суммы потерь;

ü взаимодействующий стороны зависят друг от друга в достижении позитивных исходов [46, с. 162 – 164].

Факторами, влияющими на качество взаимодействия, являются:

1) независимые переменные – взаимный контроль, опосредованный способностью влиять на исходы другого (такие, как платежи- вознаграждения, платежи-подкрепления, полезности);

2) зависимые переменные – продукты человеческих отношений (нормы, роли, власть).

Позитивные платежи могут быть материальными или психологическими (например, выигрыш в статусе, власти и т.п.). Получаемые участниками вознаграждения или потери детерминируются факторами внутренними (эндогенными) или внешними (экзогенными) по отношению к этому взаимодействию.

Внешние (экзогенные) детерминанты определяют пределы достижения позитивных исходов и включают:

- индивидуальные потребности и способности участников;

- сходство и различия в их установках, ценностях;

- ситуационный контекст их межличностного контакта.

К экзогенным характеристикам взаимодействия авторы относят также:

1) дистантность (отношения на расстоянии представляют меньше возможностей для позитивных исходов, так как требуют больше усилий для их поддержания, а, следовательно, и больше издержек);

2) комплементарность (дополнительность);

3) образование диады облегчается сторонами, которые способны вознаграждать друг друга ценой низких для себя издержек.

Внутренние (эндогенные) детерминанты – возникают в ходе взаимодействия, а также как его продукт. Они определяют, будут ли действительно достигнуты позитивные исходы. К ним относятся, например, соперничающие, конфликтные стратегии поведения, которые увеличивают взаимные издержки (в форме раздражения, смущения, тревоги). Недостатком данной теории можно считать универсализацию авторами такого важного (но далеко не единственного) регулятора межличностных отношений, как принцип вознаграждения – издержек. Кроме того, достаточно сложно количественно измерить и оценить полезность (или вредность) взаимодействия людей в диаде, и еще труднее оценить возможные типы стратегий в зависимости от психологических реакций собеседника (партнера) [46, с. 172].

Таким образом, данная ориентация сводит всю активность человека в групповых отношениях в основном к пассивному приспособлению к существующим условиям. Собственно человеческая деятельность исключена из теоретического анализа и противопоставлена реакциям приспособления человека к внешним условиям.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Культурно-историческая теория (Л.С. Выготский)
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не к ...

Выводы.
Результаты проведенного нами исследования показывают, что преподаватели статистически чаще, чем студенты заявляют о значимости учебно-воспитательной работы. Мы соотносим это представление с тем, что у опрошенных преподавателей, читающих дисциплины по специализации «психология управления», именно данный вид деятельности является часто вс ...

Роль игры в развитии воображения
Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел), и в повседневной жизни (помогает принимать решения и предвидеть их последствия). Однако в сложившихся и традиционно существующих у нас сис ...