Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 6

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

Пятую точку зрения на социально-психологический климат рассматривает под углом психоаналитической ориентации, основанной в основном на идеях З. Фрейда.

В данных концепциях существо группы составляет система эмоциональных, либидонозных по своему характеру связей. По своей сути группа, по взглядам Фрейда, это совокупность индивидов, которые принимают одну и ту же личность, личность лидера за свой идеал и идентифицируют себя с ним. Следственно, устанавливается два ряда эмоциональных связей: между членами группы и между каждым членом группы и лидером [3, с. 37]. Все указанные процессы, по словам Э. Берна, разворачивающиеся в ходе функционирования группы и в ходе ее развития, несомненно, относятся к процессам групповой динамики. При этом большинство исследователей подчеркивают, что для поддержания групповой целостности требуются в первую очередь социально-психологические средства для своей защиты, т.е. своеобразных групповых защитных механизмов [9, с. 324]. Психологическая защита как система, направленная на сохранение и поддержание позитивного состояния субъекта в группе, открывает, по мнению М.В. Заковоротной, возможность предполагать, что субъективность группы проявляется не только в характере и типе совместной деятельности, в особенностях общения и взаимоотношений, но и в том, что группа выступает в качестве субъекта особой активности самоподдержания, субъекта психологической защиты [24, с. 62].

По мнению М.А. Робера, феномен групповой психологической защиты характеризует группу, с одной стороны, как системное образование, в ходе развития которого обнаруживаются и преодолеваются противоречия между базовыми системными тенденциями – изменением и сохранением, — а с другой, – как целостное психологическое образование, имеющее особый "внутренний" план совместной деятельности, или "групповую реальность" [39, с. 134].

В последующем Ю.Б. Захарова приходит к обобщающей модели функционирования защиты и сводит общие положения психоаналитической концепции групповых отношений в модели функционирования защиты на внутриличностном, межличностном и межгрупповом уровнях, однако в ее модели на всех трех уровнях анализа субъектом защиты остается индивид (рис. 3).

Рис. 3. Модель уровневой организации психологической защиты Ю.Б. Захаровой

На 1-м уровне субъектом защитной активности выступает «Я» как одна из "структурных единиц" личности в борьбе за свою целостность с нежелательными или травмирующими содержаниями «Оно» и «Сверх-Я». На 2-м уровне к защите прибегает личность для сохранения своей целостности и поддержания позитивного «Я-образа». 3-й уровень описывает защитную активность группы, отстаивающей свою целостность в ответ на внутреннюю угрозу распада. На 4-м уровне группа защищается от факторов межгруппового взаимодействия, представляющих угрозу для ее целостности. Для индивидов, входящих в состав группы, групповая психологическая защита на 3-м и 4-м уровнях опосредуется механизмами поддержания положительного «Мы-образа» в соотношении с «Они-образом» [22, с. 55 - 59]. Таким образом, данная концепция раскрывает основные системные функции групповых отношений, где главным является стабилизация того или иного аспекта групповой целостности.

Шестая точка зрения представлена общепсихологическим подходом, здесь значимость группы для личности, прежде всего в том, что группа – это определенная система деятельности, заданная ее местом в системе общественного разделения труда и поэтому сама выступает субъектом определенного вида деятельности и через нее включена во всю систему общественных отношений. К общепсихологическим характеристикам группы должны быть отнесены такие групповые образования, как групповые интересы, групповые потребности, групповые нормы, групповые ценности, групповое мнение и цели, все это входит в основы социально-психологического климата [38, с. 210 – 212]. Так Жорж Герин рассматривал вопрос поведения индивидов и реализацию их поступков, где главный интерес для индивида представлен в его потребности, то есть нужда, нужда не только биологическая, но и социальная. Он также утверждал то, что «все инстинкты человека вообще и индивида в частности биосоциальны, ибо он неотделим от других людей из собственного стада, и без них жить не может. Инстинкты являются врожденными и сопровождают человека – индивида всю его жизнь, всего их пять, но они охватывают почти все стороны жизни каждого из людей» [33, с. 144]. Далее Ж.Герин, приводит следующую таблицу (таб. 1).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Взаимосвязь между психически функциональными состояниями и деятельностью
Общая характеристика функциональных состояний Деятельность человека сопровождается ответной реакцией его психических и физиологических функций, которая отражает, во-первых, процессы адаптации к реальному или ожидаемому воздействию рабочей нагрузки, факторов окружающей среды, эмоциональных переживаний и, во-вторых, характеризует остаточ ...

Исследование соответствия конфликтной динамики младших школьников и форм регулирования конфликтов на уроке
Вопрос об адекватности конфликтных форм или адекватности способов регулирования детских конфликтов, реализуемых учителем на уроке, является центральным и затрагивает проблему конфликтной компетентности учителя. Последовательность образовательных «встреч» ребенка и учителя или конфликтная динамика детей младшего школьного возраста на уро ...

Методика «каракули»
Создание непринуждённой обстановки, налаживание контакта, освобождение ребёнка от торможений и агрессии ...