Таким образом, с одной стороны, синергия фактически выступает в качестве своеобразного строительного материала групповой структуры (внутреннего ее каркаса), а с другой — представляет собой фактор, организующий и направляющий активность группы вовне ее. По существу это некий динамизирующий момент группового процесса, обеспечивающий его развертывание в обеих сферах жизнедеятельности группы. Модель, следовательно, обращена к проблеме поиска психического энергопотенциала групповой деятельности [34, с. 221].
Предпоследний подход в объяснении группового поведения в зарубежной психологии отводится формально-модельной концепции, которая основывается на использовании математического аппарата теории моделей и теории множеств, рассмотрим ее более подробно.
Основным понятиями данного подхода является динамика и модели референтно-группового поведения. В предоставленном случае, по мнению Н.И. Сарджвеладзе динамика рассматривается, как целое явление и представляется в виде системы, состоящей из нескольких взаимодействующих элементов или подсистем, т.к. каждый элемент может быть также представлен как система низшего уровня. Динамика – это феноменологическое описание поведения объекта, в данном случае имеется виду групповое отношение, как целое и частное [43, с. 37].
Рассматривая динамику в групповых отношениях, А.А. Меланьин утверждает, что референтные отношения в группе являются единственным фактором организационных изменении и построении групповой динамики в целом. Так, для групповой динамики наиболее важным является непосредственное взаимодействие определяемое членством группы и обозначаемое в понятие «границы группы». В качестве значимых для описания границы критериев выделяются:
- частота взаимодействия членов группы;
- определение, рассмотрение индивидами себя в качестве членов данной группы;
- определение, рассмотрение «другими» индивидов, как принадлежащих к этой группе.
В данном случае, в качестве “других” выступают ее формальные члены анализируемой группы. Сложность практического характера состоит именно в том, что границы референтной группы не обязательно фиксированы, они могут изменяться в зависимости от ситуации. Понять в такой ситуации, кто является членом группы, а кто нет, становится практически невозможным, но, по мнению В.А. Штроо подобные степени членства могут, в частности выделяться посредством изучения объема взаимодействия каждого индивида с другими членами данной группы [56, с. 70].
Для объяснения подобных тенденций в последующем К. Мертоном в его теории была выведена категория разделения участников группы на:
1) номинального члена группы – это лицо, которое определяется другими, как включенное в групповую систему социального взаимодействия;
2) и периферийного члена группы – это лицо, редуцировавшее объем всего социального взаимодействия с другими в данной группе до такой степени, что ими может контролироваться лишь небольшая часть его поведения.
При этом в ситуациях изменения в группе изменяется число именно номинальных ее членов. Следует отметить, что разрабатываемая концепция референтных групп Мертона не ограничивается простой степенью членства, но также характером ориентации на группу и выделяемыми свойствами группы, что является существенным для практического применения. Рассмотрим следующие выделяемые свойства референтной группы по Мертону:
ü четкость или расплывчатость социальных определений индивидов, являющихся или не являющихся членами группы;
ü степень включенности индивидов в группу;
ü ожидаемый период существования группы;
ü открытый или закрытый характер группы;
ü степень социальной дифференциации, т.е. свойства статусов и ролей в группе;
ü степень социальной сплоченности в группе;
Теории и законы памяти
Исследованиями памяти в настоящее время заняты представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики, кибернетики и ряда других. В каждой из этих наук существуют свои вопросы, в силу которых они обращаются к проблемам памяти, своя система понятий 'и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, вместе взятые, р ...
Программа коррекции Я-концепции и личностных
особенностей детей вынужденных переселенцев с целью совладания с
акультурационным стрессом
По результатам проведенного исследования была составлена коррекционная программа, значительной часть которой явился тренинг "Толерантность к другим и к себе", предназначенный для проведения в группе, состоящей из детей вынужденных переселенцев из стран Ближнего Зарубежья. Численность группы – 8 человек. Тренинг включает в себя ...
Сравнительный анализ клептомании и других зависимостей:
Если сравнивать инстинкт внутреннего побуждения клептомании и лудомании (зависимость к азартным играм), то выявляются общие корни, их питает инстинкт самосохранения. Известно, что крайняя форма нарушения инстинкта самосохранения - суицидомания, которая в более лёгких вариантах известна как стремление к удовольствию, связанному с риском ...








