Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 10

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

В отечественной психологии определение понятия «социально-психологический климат» исходило из трех основных исследовательских подходов, разберем их подробнее.

Первый подход основывается на принципе деятельности и рассматривается «стратометрической концепцией коллектива» разработанной А.В. Петровским. Суть данной концепции излагается в предположении, что динамика межличностных отношений в социальных группах может быть проинтерпретирована адекватно лишь при рассмотрении многоуровневой структуры групповых процессов и определении характеристик уровней интрагрупповой активности. Группы высокого уровня развития (в частности коллективы) имеют значительно более дифференцированные по уровням взаимоотношения, чем менее развитые общности (например, группы диффузные). В многоуровневой структуре отношений развитого коллектива можно выделить несколько качественно своеобразных подсистем отношений (страт). В основе, на коей выстраиваются все страты коллектива, лежит групповая деятельность, смысл которой определяется ее содержательными, общественно - экономическими аспектами:

1) на уровне первой, мотивационной страты – организованы отношения членов группы к целям, задачам, ценностям совместной деятельности;

2) на уровне второй страты – организованы взаимоотношения, возникающие в связи с содержанием совместной деятельности;

3) на уровне третьей, поверхностной страты – формируются эмоциональные отношения, в коих не отражаются показатели достижения целей группой.

При этом наиболее значимыми являются показатели отношений первой и второй страты, которые указывают на явную социально-психологическую связь между личностями в группе [2, с. 224 – 226].

Во втором подходе рассматривается «Параметрическая модель» Л.И. Уманского, в основу которого положено представление о ряде параметров группы как об отличительных признаках процесса развития их отношений. К этим параметрам, в частности, относятся:

1) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентации;

2) организационное единство группы;

3) групповая подготовленность в той или иной деловой сфере;

4) и психологическое единство группы, т.е. характер процесса межличностного познания в группе, эмоциональных контактов в группе, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях и т. Д [14, с. 14].

В зависимости от выраженности каждого из этих параметров группа (в частности, школьный коллектив) может находиться на одном из следующих этапов группового развития:

ü номинальная группа,

ü группа-ассоциация,

ü группа-конгломерат,

ü группа-кооперация,

ü коллектив или корпорация.

Данная концепция рассматривает процесс развития группы как становление коллективного субъекта деятельности. Так, по мнению Е.П. Ильина, если на уровне группы-ассоциации контуры групповой структуры лишь только намечаются, то группа-кооперация представляет собой уже хорошо развитую и успешно действующую организационную структуру, высокий уровень групповой компетентности и сплоченности. Любопытными кажутся предложенные Уманским два возможных пути развития после уровня кооперации: коллектив представляет собой высший уровень социально-психологического развития группы, для которого характерно превращение номинальной группы в действительный коллективный субъект группы, открытый для взаимодействия с внешним миром. Второй вариант – корпорация, такая группа, которая характеризуется гипертрофированными чертами автономизации от общения, групповым эгоизмом, изоляцией (часто добровольной) от более широкой социальной общности [26, с. 322].

Последним подходом в объяснении основ СПК в отечественной психологии является организационно-управленческая концепция Е.С. Кузьмина. Суть концепции сводиться в оптимизации отношений личности и коллектива как субъекта управления, где есть постоянная необходимость в обеспечении нормальной жизнедеятельности данной системы с повторяющими задачами без потерь общего потенциала и атмосферы [13, с. 46].

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11


«Что означают цвета»
Умение выражать свое состояние с помощью цвета ...

Союзники: найти и уметь обходиться с ними
В рай принимают не по заслугам, а по протекции, иначе вы остались бы за порогом, а впустили бы вашу собаку. (Марк Твен) В то время как женщины еще раз исправляют свой доклад, печатают протокол последнего заседания или объясняют новому коллеге компьютерную программу, мужчины во всю устанавливают новые связи: важный деловой обед, посещен ...

Роль подвижных игр в формировании волевых качеств личности дошкольника
Один из основателей системы физического воспитания дошкольников Е.А. Аркин подчеркивал, что "Игра дает ребенку ту полноту жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания". Выдающийся педагог П.Ф. Лесгафт в своей оригинальной системе физического воспитания значительное место ...