Исследование конфликтной динамики младших школьников
Страница 10

Ладно, Илья, я с тобой согласен. Дальше что? У: А зачем ты согласен-то? Стае: Теперь тебя защищать, да?

А: Обе реплики Стаса адресованы сверстнику и направлены на выяснение отношений.

Миша: От кого защищать, у Стаса все время… Он скажет решение, и если не по его делают, он говорит, что неправильно.

А: В последних двух высказываниях Миша защищался от нападок одноклассников, теперь нападает сам.

У: Вот еще и у Коли решение появилось. Коля, становись в очередь. Миша первый на очереди. Илья: Я первый.

А: Напоминает учителю о своем первенстве перед остальными.

У: А, ты первый? – Нет, я первый. – Он – первый, он – второй, он – третий. – У меня еще решение появилось. У: Ты – третий. У кого еще есть решение? – У меня еще есть.

У: Четвертая будешь. Будете друг другу показывать и все не соглашаться.

А: Все реплики – попытки занять свое место в дискуссии для демонстрации собственной готовности решить задачу перед учителем и сверстниками.

Миша: Надо показать чтобы… Стае: Правда, Миша, почему только твое решение? Миша: Можно всех. Стае: Ну да, всегда только твое.

А: Мише надо показать свое решение учителю, но прежде надо установить отношения со сверстниками, которые обвиняют его в несправедливости, т.е. он движется в русле второго фактора, чтобы выйти на разрешение конфликтности в русле первого фактора. Стае обвиняет Мишу в ответ на обвинения со стороны Миши.

У: Давайте, с помощью рисунков выясним, что здесь происходит. Саша, иди, нарисуй рисунок. – Я решил. – Я – пятый. Стае: Я – шестой. Миша: Я – второй.

А: Конкурентные отношения – второй фактор.

– Саша, зачем ты эти палочки нарисовал? Саша: Вместо кубиков. – А там получится три кубика. Саша: Почему три кубика? Палочки – это и есть кубики. У: Так, Саша нарисовал уже. Вопросы к нему есть? Саша, что это у тебя за палочки там? Саша: Это вместо кубиков. У: Как это, палочки вместо кубиков? Саша: Хотите, могу кубики нарисовать. У: Нет, зачем рисовать, ты же уже нарисовал, скажи зачем? Стае: Какая разница? Палочки заместо кубиков, или кубики заместо палочек? У: А что это у тебя за стрелочка? Стае: Из баночки перелили в тазик, непонятно разве? Саша: Вот это вот семь равных, так как семь перелили в таз.

А: Саша должен объяснить, что он нарисовал на доске, соотнеся рисунок с условием и решением задачи, т.е. его высказывания следует отнести к третьему фактору. Стае пытается продемонстрировать собственное понимание того, что нарисовал Саша, отвечая на вопросы учителя к Саше.

У: А где там у нас семь на столе было? Илья: Он имеет в виду, что семь кубиков. Стае: Он ведь не будет… рисовать.

А: Оба высказывания поясняют рисунок Саши, отвечая на вопрос учителя, т.е. демонстрируя свою осведомленность в происходящем.

Миша: Мне кажется, Саша, у тебя рисунок какой-то пустой. У: Миша, почему пустой? Миша: Потому что тут это все понятно, а вот маленько… Илья: Ага, опять претензии: «Здесь все понятно, а здесь непонятно. Миша: Ну вот тут все непонятно, на самом деле. Илья: Я говорю, опять претензии.

А: Со стороны Миши наблюдается очередная критика предлагаемого решения, без обращения к содержанию задачи, что является свидетельством борьбы за участие в дискуссии и за собственный статус среди других, участников дискуссии. Реплики Ильи – протест против попытки одноклассника участвовать в дискуссии, |^ не привлекая содержания задачи.

У: Саша, а зачем ты рисуешь палочки, если у тебя «7» написано: Саша: Ну я их могу стереть. У меня вместо кубиков палочки. Семь кубиков означают, что семь равных баночек переливают.

А: Соотносит условие задачи с рисунком.

У: Ну хорошо, семь раз переливают, а стрелочка у тебя одна показана. Илья: А что, все стрелочки надо что ли? У: Ну не знаю. Я же смотрю на рисунок и слушаю, что он говорит.

А: Пытается преодолеть возникшее рассогласование между собственным представлением о рисунке и представлением учителя.

Миша: Аня, а почему у тебя отливают и одновременно наливают?

А: Попытка понять нарисованное на доске.

– О, стрелочки! Илья: Она решила все стрелочками зарисовать.

А: Два ироничных замечания, ориентированные на группу сверстников.

У: Аня, почему ты не показала, что было, и что стало? Аня: Потому что сказали показать что было. – Когда был таз пустой, ты не показала. Стае: Все говорят: «Таз, таз…»

А: Ироничная реплика Стаса рассчитана на сверстников.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей
В 1915 г. Пироговское совещание русских врачей приняло резолюцию о вреде алкоголя, которая гласит: « .нет ни одного органа в человеческом теле, который бы не подвергался разрушительному действию алкоголя» Уже в те годы было достаточно фактов, подтверждающих, что Употребление спиртных напитков наносит ущерб здоровью, но еще больше он вре ...

Общие аспекты проблемы социальной реабилитации детей из семей алкоголиков. Понятие социальной реабилитация детей из семей алкоголиков
Социальная реабилитация детей - это пригодности, способности их к действиям, поведению и общению в обществе при этом способности детей должны отвечать ожиданиям общества. Осуществление социальной реабилитации детей из семей алкоголиков возвращает им социальное достоинство, что означает осознание человеком своей ценности, значимости, при ...

Гуманистическая теория личности
В гуманистической теории личности выделяется два основных направления. Первое, "клиническое" (ориентированное преимущественно на клинику), представлено во взглядах американского психолога К. Роджерса. Основоположником второго, "мотивационного", направления является американский исследователь А. Маслоу. Несмотря на не ...