Исследование конфликтной динамики младших школьников
Страница 11

Илья: А почему ты к Саше таких претензий не предъявляешь? Он тоже показал, что было, и что стало.

А: Выяснение отношений с одноклассником.

У: Да, давайте у них спросим, на какой вопрос они отвечали. Аня и Саша, к вам вопрос. Если они не смогут этого сделать, попытайтесь за них это сделать. Вы можете ответить на этот вопрос? Миша: Я могу.

А: Реплика направлена на демонстрацию собственной успешности учителю и имеет целью включение в дискуссию.

– А что это у тебя за крестик, подкова и сердечко?. Илья: Это пики, червы и трефы.

А: Реплика, адресованная сверстнику и демонстрирует знание, никак к содержанию задачи не относящееся.

У: Саша, прекрати сейчас же. Наверное мы тебя посадим на свое место, да? Стае: А почему его?

А: Судя по некоторым предыдущим высказываниям Стаса, у него наблюдается напряжение в отношениях с учителем как носителем норм на уроке. Это высказывание – тому подтверждение.

У: Что, Саша, ты хотел тут показать? Саша: Я хотел тут показать как… что это как бы и не рисунок, это – информация, как надо сделать. У: Это у тебя даже и не рисунок, да? Саша: Вот это информация. Вот эти вот полосочки – это информация. У: А я разве просила вас нарисовать информацию, такой был вопрос? Саша: Нет, тут не только информация, тут и рисунок сразу. У: А стрелочка, это тоже информация? Саша: Нет, но вот тут я могу стереть. У: Знайка передал, что у него был тазик, баночка. А стрелочку передавал? Саша: Стрелочку-то зачем? Стрелка показывает, что мы перелили. Я же не буду вот так вот семь раз рисовать. У: Ты же говоришь, информацию передать? Саша, ты же говоришь, что ты нарисовал информацию, которую передал Знайка. Так? Саша: Ну я вот эту информацию стер, если она вам так мешает.

А: Обмен высказываниями носит не содержательный характер, а указывающий на место в отношениях. Похоже учительница раздражена сложностью ситуации.

У: А информация была только….? Саша: Да. У: Так значит он ничего не передал? Саша: Передавал он. У: Он разве передавал, как ты вот тут стрелочки нарисовал? Саша: Ну вот тогда я могу опять вот так нарисовать эти кубики или полосочки, а вот это сгореть. И тогда, что получится? Что информацию он не передавал? Так как, мне все стереть и оставить только информацию? У: Саша, ну я не знаю, ты же рисовал информацию. Я тебя и спрашиваю. Саша: Ну я теперь ее стер.

А: В данном сюжете Саша движется одновременно в русле первого и второго факторов, т. к. с одной стороны, ему необходимо соотносить свой рисунок с содержанием задачи, с другой стороны, он соотносит рисунок с высказываниями учителя, в которых выделяет не только содержание, но и манеру высказывания, а именно, он готов внести изменения в свой рисунок не потому, что в высказывании учителя есть содержательная критика, а потому что высказывание делается критикующим тоном, в критической манере.

Стае: Саша, тут у тебя баночка стоит, или чайник?.

А: Иронизирует по поводу неразборчивости Сашиного рисунка. Реплика адресована сверстнику и не направлена на содержание задачи.

Саша: Вот это таз, а это банка. У: Так, хорошо. Давайте теперь, Аню спросим. Аня, что ты нарисовала? Аня: Я хочу показать, что из крана наливают в баночку семь раз и из таза в баночку семь раз.

А: Высказывания являются ответами на вопросы относительно рисунков на доске и свидетельствуют о неактуальной конфликтности в русле первого и третьего факторов.

Результаты анализа.

По результатам анализа урока на материале данного протокола можно выделить типичные случаи высказываний учеников, отнесенных к тому или иному фактору через выделенные критерии.

Выделились следующие типичные высказывания учеников, которые через реконструкцию их смысла и через описание по выделенным критериям могут быть отнесены к первому фактору:

1. Высказывания, направленные на обсуждение или оспаривание установившейся нормы в отношениях с учителем. Например: «У: Вот Даша сидит и давно держит руку. Что ты, Даша, хочешь сказать? Стае: Когда я держу руку, меня никто не спрашивает». Стае указывает учителю на несоблюдение нормы в отношениях с ним, и его высказывание проблематизирует норму, установленную самим учителем в отношениях с ним и с другими учениками. Тип сопротивляющегося материала – положение в отношениях, адресат действия – учитель.

2. Высказывания, направленные на манипулирование учебно-предметным материалом, но не для разрешения противоречия в содержании задачи, а для установления отношений с учителем, имитация учебной деятельности для разрешения противоречия в вертикальных отношениях. Например: «Миша: Я думаю здесь ловушка. У: А какая была задача? Миша: Я не помню уже». Задачи-ловушки разбирались ранее и являются учебно-предметным материалом, который в данном случае используется не для разрешения противоречия в содержании задачи, а для установления отношений с учителем через попытку угадать решение.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16


Психологическое просвещение
1) Психологическое просвещение – это важное направление деятельности практического психолога, представляющее собой совокупность методов и средств по информированию лиц, заинтересованных в психологических знаниях и имеющих отношение к воспитанию и образованию детей. (Марцинковская Т.Д.) Психологическое просвещение – это раздел профилакт ...

“Марионетка”
Цель упражнения: дать участникам на собственном опыте испытать как состояние полной зависимости, так и состояние, когда другой полностью зависит от тебя. Это упражнение нацелено на понимание чувств другого. Можно побывать в чужой шкуре. В процессе тренинга в различных ролевых ситуациях руководитель сможет побыть в роли подчиненного, и ...

Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха
Психическое развитие - это закономерное изменение психических процессов, оно имеет сложную организацию во времени. Развитие всех детей происходит неравномерно, что обусловлено активным созреванием определенных отделов мозга в разные периоды жизни детей, а так же тем, что одни психические функции формируются на основе других, ранее сформ ...