3. Высказывания, разрешающие конфликты вертикальных отношений через демонстрацию учителю успешности, преимущества перед другими, иногда через дискредитацию действий одноклассников. Например: Миша: «А вот здесь можно так сделать. У: Хочешь новое решение? А как быть с тем решением? Миша: А то решение неправильное». С одной стороны, ученик демонстрирует наличие собственного решения и иллюстрирует решение, предложенное одноклассником, не апеллируя при этом к содержанию задачи. С другой стороны, ученик пытается проверить собственное решение, сделав его предметом дискуссии, что свидетельствует о конфликте третьего фактора.
В качестве высказываний, типичных для второго фактора, можно привести следующие:
1. Высказывания, выражающие отношение к кому-то из одноклассников, например, по поводу поведения кого-либо из них. Например: «Миша: У Стаса все время… Он скажет решение, и если сделают не так, он говорит, что неправильно». Миша выражает недовольство по поводу поведения одноклассника, который не соответствует критерию группы по норме работы – все делают так, а он не так.
2. Высказывания, обсуждающие нормы взаимоотношений, нормы разворачивающейся дискуссии. Например: «Илья: Почему только твое решение мы должны обсуждать?». Высказывание имеет «целью» восстановление равноправия для всех предлагаемых решений.
3. Высказывания, направленные на демонстрацию собственной успешности по критерию первенства и успеваемости через фиксацию собственных достижений и через дискредитацию действий одноклассников. Например: «- Я первый решил. – Нет, я первый. – Я второй». Высказывания направлены на придание процессу решения задачи характера состязания и фиксацию собственных достижений относительно других одноклассников.
4. Высказывания, направленные на признание принадлежности ученика к какой-либо группе одноклассников и признание за этой группой преимущества перед остальным классом. Например: «Стае: Мы вчера… Ну не вчера, а когда все ушли, мы переливали и видели сколько. Илья меньше налил». Демонстрация собственного преимущества через апелляцию к опыту, неизвестному части класса.
В качестве высказываний, типичных, для третьего фактора, можно привести следующие:
1. Эгоцентрические высказывания, вызванные затруднениями в учебном материале. Например: «Андрей: Только я не понимаю…». Высказывание адресовано самому себе, т.е. носит эгоцентрический характер, и будучи сказано относительно схемы на доске, является свидетельством интериоризированного противоречия материала задачи.
2. Высказывания с различным адресатом, но с одинаковым содержанием. Например:
«Миша: Ольга Борисовна, Женя должен быть нарисован на месте Артема, а Артем – на месте Жени. Миша: Вот Женя прыгнул, вот Артем. Андрей, у тебя немного не так. Вот здесь должен быть Женя, здесь – Артем». Первое высказывание содержит обращение к учителю, т.е. можно предполагать наличие попытки установления отношений с учителем на материале задачи, однако второе, сходное по содержанию с первым, уже обращено к однокласснику, т.е. по критерию «тип сопротивляющегося материала» должна быть описана как направленная на учебно-предметный материал.
3. Высказывания, направленные на решение задачи через разрешение противоречия в сюжете при неявленности противоречия, организующего учебно-предметный материал как задачный. Например: «Миша: Схемы недостаточно. Они нам не поверят, что этот прыжок – самый длинный. Надо, чтобы все заново прыгали». Неявленность ученику противоречия в содержании задачи устанавливается через анализ контекста дискуссии. В силу неявленности ученику противоречия в содержании задачи, он не может различать сюжет и содержание задачи, т.е. по критерию «тип сопротивляющегося материала» вышеприведенная реплика должна быть описана как направленная на содержание.
4. Высказывания, направленные на разрешение возникших по ходу решения задачи противоречий в учебном материале. Например: «Анна: давайте возьмем у кого маленькая нога». Попытка преодолеть возникшую трудность, что при измерении длины прыжков не получается целое число.
5. Высказывания, направленные на разрешение основного противоречия в задаче. Например: «Илья: Столько же кубиков можно налить в таз». Задача заключается в том, чтобы налить воды в таз столько же, сколько в чайнике, по подсказке.
В качестве высказываний, типичных для четвертого фактора, можно привести следующие:
Анализ информационных связей и симплекс-модели
Для оценки возможностей рассмотренного выше подхода, результаты его применения далее сопоставляются с аналогичными данными, полученными с помощью традиционного, крнфирматорного (или проверочного) факторного анализа. Конфирматорный факторный анализ обеспечил выявление факторов, определяющих структуру общего интеллекта, и исследование дин ...
Особенности развития восприятия
Преимущественной координатой нарушений развития в данном случае становится координата «снизу вверх». Асинхрония сказывается в разной степени недоразвития одних систем восприятия при сохранности других. Нарушение деятельности органов слуха способствует возникновению явлений изоляции.
Восприятие — отражение предметов, ситуаций и событий, ...
Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования
социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности.
На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны ...