Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат
Страница 11

Психология » Влияние стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат » Теоретические аспекты проблемы влияния стиля поведения членов школьного коллектива на социально-психологический климат. Современное состояние проблемы исследований социально-психологического климат

Фактор общего потенциала и атмосферы в организационно-управленческой концепции трудового коллектива выражается в феномене «климатического возмущения» СПК. Этот феномен хорошо описан Ю.П. Платоновым, по его мнению, возникает в результате изменения условий жизнедеятельности коллектива, или условий взаимодействия людей и сказывается на самочувствии коллектива в целом или отдельных его представителей. В зависимости от настроения людей выделяют «стенические» или «астенические» «климатические возмущения». Содержание, форма, длительность, эмоциональный тон «климатических возмущений» служат характеристиками его социально-психологического климата, уровня морального развития членов коллектива, уровня стрессоустойчивости людей в совместной трудовой деятельности. Преобладающий в коллективе эмоциональный настрой не остается постоянным не только на протяжении рабочего дня, но и в течение более длительного периода. К внешним эмоциогенным факторам коллективной деятельности относятся социально-экономические и бытовые особенности деятельности, технологические и социально-демографические характеристики взаимодействующих субъектов. Внешние и внутренние (субъективные) факторы, вызывая «климатические возмущения», могут изменять социально-психологический климат в коллективе [35, с. 152 – 154].

При этом по утверждениям Л.Г. Почебут сущность организационно-управленческой структуры ограничена совокупностью непосредственно взаимодействующих людей, которые:

ü относительно регулярно и продолжительно контактируют лицом к лицу, на минимальной дистанции, без посредников;

ü обладают общими целями, реализация которых позволяет удовлетворить значимые потребности и интересы;

ü участвуют в общей системе распределения функций и ролей в совместной жизнедеятельности, что предполагает кооперативную взаимозависимость участников, проявляющуюся как в конечном продукте совместной активности, так и в самом процессе его производства;

ü разделяют общие нормы и правила внутри- и межгруппового поведения, что способствует консолидации внутригрупповой активности и координации действий по отношению к среде;

ü расценивают преимущества от объединения как превосходящие издержки и большие, чем они могли бы получить, в других доступных группах, а потому испытывают чувство солидарности друг с другом и признательность группе;

ü обладают ясным и дифференцированным представлением друг о друге;

ü связаны достаточно определенными и стабильными эмоциональными отношениями;

ü представляют себя как членов данной группы и аналогично воспринимаются со стороны [37, с. 202 – 212].

Данные зарубежные и отечественные теоретические модели групповых отношений хоть и дают полный исчерпывающий ответ на возникновение социально-психологического климата, однако, несмотря на ряд очевидных пробелов, они, по нашему мнению, являются полезным этапом в разработке проблематики организации группового процесса, и считаются основами поддержания социально-психологического климата.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 


Теоретическое обоснование психолого-педагогических условий формирования социально-психологического типа личности подростка.
Подготовительный этап условий формирования социально – психологического типа личности. На данном этапе педагогической деятельности педагогу приходится, в первую очередь, формулировать для себя и для обучаемых педагогические цели и задачи. Они представляют собой иерархию как общих целей школы, системы образования, общества, так и частны ...

Что же нужно, чтобы добиться успеха в руководстве организацией? Беседы с сотрудниками
Визитная карточка руководителя - умение расположить к себе. С каждым сотрудником Вы должны беседовать, как минимум, два раза в год. Идеально, если Вы смогли бы это делать примерно два раза в квартал. Это занимает гораздо меньше времени, чем Вы предполагаете. Но затраченное Вами время на беседы обязательно оправдается. Что дает беседа? ...

“Телефон”
Цель упражнения: развитие способности к пониманию невербальных сигналов; знакомство с особенностями невербальных сигналов различных культур. Инструкция: Участники группы садятся полукругом. Перед ними в центре стоит стул. «Сейчас на этот стул по очереди будут садиться некоторые из нас и „говорить" по воображаемому телефону. При э ...