Заключение
Страница 8

Пример построения графического профиля соотношения видов НЛО.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ

Данная методика в отечественной психологической литературе часто называется методикой Q- сортировки (Q- классификации). Связано это с тем, что первоначально в ней использовался известный принцип классификации, предложенный В.Стефенсоном в 1953 году для исследования представлений субъекта о себе и об окружающих. Выполнение задания в Q- сортировке состоит в классификации испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на определенное количество групп в зависимости от степени соответствия того или иного свойства обследуемому. Позднее данный методический прием был использован для создания широкого круга диагностических методик. В частности, американские психологи Д.Сток и Х.Телен разработали список утверждений, позволяющий описать особенности поведения человека в социальной группе, в системе групповых межличностных взаимодействий.

Характеристика основных тенденций межличностного поведения в группе.

Авторы методики выделяют 6 базовых тенденций поведения, которые в совокупности характеризуют специфику установления и поддержания человеком межличностных отношений в социальной группе, специфику организации им взаимодействия с членами группы.

Тенденция к "зависимости" проявляется как внутреннее или внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и норм поведения, социальных и морально-этических ценностей. Она сопряжена с уступчивостью, доверчивостью, пассивной подчиняемостью человека в межличностных контактах, с его зависимостью от группы и, в частности, от лидера, сопровождается частным проявлением конформных реакций. Тенденция к "независимость" обладает противоположными психологическими и поведенческими характеристиками. Человека отличают уверенность в себе, активное стремление к лидерству в группе или же индивидуалистическая направленность, высокая требовательность к окружающим, скептицизм в отношении к групповым нормам и ценностям, вплоть до их отрицания. Часто у такого индивида проявляется стремление противопоставить себя лидеру или проигнорировать установленные правила поведения в групповом общении.

"Общительность" проявляется в активной направленности человека на установление близких эмоциональных отношений с членами группы, в его высокой контактности, отзывчивости и откровенности, в стремлении оказать поддержку окружающим, проявить сочувствие. "Необщительность" выражается в стремлении индивида уходить от контактов, избегать эмоциональных связей с членами группы; его характеризуют закрытость, "холодность" и дистантность в общении, он не склонен проявлять сочувствие по отношению к окружающим и сам не ожидает от них дружелюбия и эмоциональной поддержки.

Тенденция к "борьбе" проявляется в стремлении человека активно участвовать в групповой жизни, в принятии групповых решений, добиваться своих целей, контролировать действия окружающих. Такой индивид старается достичь более высокого статуса в системе межличностных отношений, зачастую путем манипуляций другими, создания конфликтных ситуаций, открытого противопоставления себя лидеру. Ему свойственна уверенность в себе, непримиримость, упрямство, а иногда - жестокость. "Избегание борьбы" проявляется в стремлении уйти от конфликтного взаимодействия с членами группы, сохранить нейтралитет в групповых спорах и разногласиях. Для человека, характеризующегося данной тенденцией, свойственны склонность к компромиссным решениям и поведению, отсутствие самостоятельности, стремление избежать принятия на себя ответственности за других или за выполняемое дело.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13


Теоретические аспекты изучения использования арттерапии при коррекции эмоциональных нарушений у младших подростков. История развития арттерапии
Арттерапия или терапия искусством является относительно новым методом психотерапии. Арттерапия возникла в 30-е годы нашего века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. Первые попытки использовать арттерапию дл ...

Описание и анализ результатов
Объем внимания оценивается по количеству просмотренных букв, концентрация - по количеству сделанных ошибок. Таким образом, по предоставленной методике оцениваются 2 показателя. Норма объема внимания - 850 знаков и выше, концентрация - 5 ошибок и менее. Методика используется в группе и индивидуально. Результаты испытаний представлены в ...

Формируем адекватную самооценку
Характеристика фиксирует не только оценку аттестуемого, но и черты личности ее автора. (В.К. Тарасов) Как Вы представляете себе человека, который теряет свои силы и энергию во время работы? Уверенный, сильный и хорошо организованный? Конечно, нет! Скорее это неуверенный в себе человек. Однако чем более Вы уверены в себе, в своих силах, ...