Пример построения графического профиля соотношения видов НЛО.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГРУППЕ
Данная методика в отечественной психологической литературе часто называется методикой Q- сортировки (Q- классификации). Связано это с тем, что первоначально в ней использовался известный принцип классификации, предложенный В.Стефенсоном в 1953 году для исследования представлений субъекта о себе и об окружающих. Выполнение задания в Q- сортировке состоит в классификации испытуемым карточек с названиями свойств или особенностей личности на определенное количество групп в зависимости от степени соответствия того или иного свойства обследуемому. Позднее данный методический прием был использован для создания широкого круга диагностических методик. В частности, американские психологи Д.Сток и Х.Телен разработали список утверждений, позволяющий описать особенности поведения человека в социальной группе, в системе групповых межличностных взаимодействий.
Характеристика основных тенденций межличностного поведения в группе.
Авторы методики выделяют 6 базовых тенденций поведения, которые в совокупности характеризуют специфику установления и поддержания человеком межличностных отношений в социальной группе, специфику организации им взаимодействия с членами группы.
Тенденция к "зависимости" проявляется как внутреннее или внешнее стремление индивида к принятию групповых стандартов и норм поведения, социальных и морально-этических ценностей. Она сопряжена с уступчивостью, доверчивостью, пассивной подчиняемостью человека в межличностных контактах, с его зависимостью от группы и, в частности, от лидера, сопровождается частным проявлением конформных реакций. Тенденция к "независимость" обладает противоположными психологическими и поведенческими характеристиками. Человека отличают уверенность в себе, активное стремление к лидерству в группе или же индивидуалистическая направленность, высокая требовательность к окружающим, скептицизм в отношении к групповым нормам и ценностям, вплоть до их отрицания. Часто у такого индивида проявляется стремление противопоставить себя лидеру или проигнорировать установленные правила поведения в групповом общении.
"Общительность" проявляется в активной направленности человека на установление близких эмоциональных отношений с членами группы, в его высокой контактности, отзывчивости и откровенности, в стремлении оказать поддержку окружающим, проявить сочувствие. "Необщительность" выражается в стремлении индивида уходить от контактов, избегать эмоциональных связей с членами группы; его характеризуют закрытость, "холодность" и дистантность в общении, он не склонен проявлять сочувствие по отношению к окружающим и сам не ожидает от них дружелюбия и эмоциональной поддержки.
Тенденция к "борьбе" проявляется в стремлении человека активно участвовать в групповой жизни, в принятии групповых решений, добиваться своих целей, контролировать действия окружающих. Такой индивид старается достичь более высокого статуса в системе межличностных отношений, зачастую путем манипуляций другими, создания конфликтных ситуаций, открытого противопоставления себя лидеру. Ему свойственна уверенность в себе, непримиримость, упрямство, а иногда - жестокость. "Избегание борьбы" проявляется в стремлении уйти от конфликтного взаимодействия с членами группы, сохранить нейтралитет в групповых спорах и разногласиях. Для человека, характеризующегося данной тенденцией, свойственны склонность к компромиссным решениям и поведению, отсутствие самостоятельности, стремление избежать принятия на себя ответственности за других или за выполняемое дело.
Функциональная несостоятельность семей группы риска
Одной из важнейших и сложнейших задач профилактики преступности несовершеннолетних является оздоровление условий семейного воспитания детей и подростков с отклоняющимся поведением.
Сравнительные исследования семей подростков-правонарушителей и благополучных школьников, проводимые различными исследователями, показывают, что "трудны ...
Задание №1
Определите, к какому типу измерений и к какой шкале относятся следующие данные:
a)
Числа, кодирующие темперамент человека.
b)
Академический ранг (ассистент, доцент, профессор) как мера продвижения по службе.
c)
Числа, показывающие выраженность экстра – интраверсии, нейротизма, психотизма, полученные по методике
PEN
Г. и С. Айзен ...
Современное состояние изучения проблем психологии
управления
Для иллюстрации и более наглядного представления актуальности проблемы мною рассмотрены авторефераты диссертаций по проблеме управления за последние 10 лет, находящиеся в Российской государственной библиотеке.
Результаты исследования сведены в таблицы.
Проведен количественный анализ – рассмотрена электронная база данных, содержащая да ...