Интерпретация полученных результатов предполагает составление целостной характеристики поведения человека в группе на основе анализа количественных данных. При этом важно иметь в виду, что любая из шести тенденций поведения может быть внутренней и внешней, т.е. может быть истинной, внутренне присущей личности или своеобразной "маской", сознательно выстроенным для данной группы "фасадом". Если количественное выражение той или иной тенденции приближается к 20, то это свидетельствует об истинном ее преобладании над противоположной, о том, что соответствующий тип поведения действительно характерен для личности и проявляется не только в данной конкретной группе, но и за ее пределами.
Отметим также, что количественная оценка по одной или нескольким сопряженным парам (противоположным тенденциям) может быть амбивалентной (например, "общительность" - 10 баллов, "необщительность" - 10 баллов). Это свидетельствует о противоречивости, амбивалентности межличностного поведения человека в данной группе, о том, что он находится во власти противоположных тенденций и стремлений. Такая ситуация зачастую может являться источником внутреннего конфликта личности.
Инструкция: "Пожалуйста, внимательно прочитайте приведенные ниже суждения, описывающие различные, но достаточно распространенные, типичные особенности поведения человека в общении с другими людьми. Если Вы считаете, что то или иное утверждение соответствует Вашему мнению о себе (или Вашему представлению о своем поведении в данной конкретной группе, или Вашему представлению об оцениваемом человеке), то поставьте напротив этого утверждения знак "+". Если же утверждение противоречит Вашим мнениям и представлениям, отметьте его знаком " - ". Если Вам трудно выразить определенное суждение относительно какого-либо утверждения, пометьте его знаком "0", но при этом постарайтесь, чтобы таких неопределенных ответов было как можно меньше".
Список утверждений.
1. Критичен к товарищам
2. Испытывает тревогу, когда в группе начинается конфликт.
3. Всегда следует советам и указаниям лидера (руководителя).
4. Не склонен вступать в близкие отношения с членами группы.
5. Очень ценит дружественность в отношениях, дружескую атмосферу в группе.
6. Склонен противоречить лидеру.
7. Испытывает симпатии только к одному-двум определенным членам группы.
8. Избегает групповых встреч и мероприятий.
9. Очень ценит похвалу лидера или руководителя.
10. Независим в суждениях и в манере поведения.
11. В споре всегда встает на чью-либо сторону.
12. Склонен принимать на себя руководство другими при выполнении тех или иных групповых дел.
13. Предпочитает общаться с ограниченным кругом лиц.
14. При проявлении враждебности со стороны окружающих внешне спокоен.
15. Склонен поддерживать настроение всей группы.
16.Не придает особого значения личным качествам и отношениям членов группы.
17.В своих интересах способен отвлекать группу от ее целей.
16. Иногда испытывает удовлетворение, противопоставляя себя лидеру (руководителю).
17. Эмоционален, искренен, отзывчив в общении с товарищами.
18. В спорах предпочитает оставаться нейтральным
19. Предпочитает, чтобы лидер был активным и брал на себя всю ответственность.
Психология наркомании: современное состояние проблемы. Наркомания
как предмет психологического исследования
Взгляд на наркоманию как на сложную систему поведения наркозависимого индивида в социальной среде ставит перед разработчиками реабилитационных программ чрезвычайно сложную проблему: становление у наркомана, находящегося в стадии ремиссии, такого поведения, которое обеспечило бы ему большую эффективность во взаимодействии с миром, нежели ...
Единицы
анализа и психологические особенности ролевой игры дошкольника
Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берет на себя ребенок. При этом он не просто называет себя именем соответствующего взрослого человека (“Я - космонавт”, “Я - мама”, “Я - доктор”), а, что является самым главным, действует как взрослый человек, роль которого он взял на себя и этим как бы отождествляет себя с ним. Ч ...
Способны ли вы нарушить закон?
Человеческая природа такова, что мы все можем быть и святыми, и грешникам Посредством социализации ребенка учат, какое поведение считается приемлемым, а какое — нет. Но несмотря на все старания родителей и преподавателе некоторые дети все-таки встают на неверный путь. Мало кого из нас можно назвать закоренелым преступником, мы тем не ме ...