Характеристика методики и проведение опроса.
Предлагаемый вариант методики включает в себя 60 утверждений, описывающих особенности поведения и различные чувства, которые может испытывать человек в ситуациях группового взаимодействия. Утверждения могут быть записаны на отдельных карточках или предъявлены испытуемому списком. В зависимости от этого меняется инструкция. В первом случае участнику исследования предлагается рассортировать карточки на 3 группы: первую должны составлять утверждения, соответствующие его представлению о себе как члене той или иной конкретной группы; вторую - противоречащие его представлению о себе; в третью группу попадают утверждения, относительно которых человек затрудняется выразить определенное мнение. Если утверждения предлагаются участнику исследования в виде списка, то ему требуется ответить "да" в том случае, когда утверждение соответствует его представлению о себе, "нет" - когда утверждение не соответствует его представлению, в исключительных случаях разрешается ответить "сомневаюсь".
Каждое из 60 утверждений имеет отношение к одной из шести диагносцируемым тенденций поведения. Каждая тенденция представлена десятью утверждениями, а сопряженные пары ("зависимость-независимость", "общительность-необщительность", "борьба-избегание борьбы") - двадцатью.
Опубликованных данных о валидности и надежности методики нет. Но, тем не менее, применяется она достаточно широко. Можно использовать список утверждений не только для анализа самооценки участника исследования, но и для получения взаимооценок членов группы, для сравнительного анализа представлений индивида о себе с представлением о нем других. Можно предложить опрашиваемым выполнить задание, ориентируясь на различные социальные группы, членами которых они являются (например, семья, трудовой коллектив и т.п.). Можно также получить сведения относительно представления испытуемого о себе в аспекте "Я идеальное", "Я реальное", "Я глазами окружающих".
Обработка данных и интерпретация полученных результатов
Ответы испытуемых оцениваются при помощи "ключа". В нем указаны номера утверждений, имеющих отношение к той или иной тенденции межличностного поведения. При ответе "да" на утверждение, номер которого указан в "ключе" (или в случае, когда карточка с этим утверждением при сортировке оказалась в первой группе), засчитывается 1 балл в пользу соответствующей тенденции. При ответе "сомневаюсь" - 0 баллов. Отдельно подсчитывается количество утверждений, имеющих отношение к той или иной тенденции, на которые участник исследования ответил "нет". В результате такой первичной обработки данных получается определенное количественное выражение каждой из шести диагносцируемых тенденций поведения, которое может варьировать от 0 до 10.
Далее важно принять во внимание тот факт, что методика сконструирована таким образом, что отрицание индивидом наличия у себя одного качества является признанием противоположного. То есть если человек считает, что для него не свойственно поведение, соответствующее, например, тенденции "независимости", то это означает, что для него характерно поведение, соответствующее противоположной тенденции "зависимости". Поэтому дальнейшая обработка результатов предполагает, что к первичным баллам, полученным по каждой из тенденций, прибавляется количество баллов, соответствующих ответам "нет" на утверждения, имеющие отношение к противоположной тенденции. В конечном итоге количественное выражение каждой из шести тенденций может варьировать от 0 до 20.
Исследование переживания фрустрации в юношеском
возрасте. Ход исследования,
его методические основы
Построение и методическое обеспечение обусловлено выдвинутой нами гипотезой. Они служат целям ее верификации. Гипотеза: юношеская эмоциональность является фактором, влияющим на особенности переживания фрустрации. Для получения первичных данных, которые можно классифицировать и обобщать, нами были использованы «Методика диагностики самоо ...
Удовлетворяет ли ваша работа ваши личные потребности?
Получать удовольствие от выполняемой работы — большая редкость. Около половины всех работников не испытывают удовлетворения от своей работы и с радостью бы ее поменяли. Поскольку число относительно довольных своей работой составляет 30%, возникает вопрос: почему же мы тогда не увольняемся и продолжаем выполнять свои обязанности? Дело в ...
Тревожный тип личности
1. В сфере отношения к людям:
а) замкнутость и суровость детей тревожного социально-психологического типа личности чаще всего связаны, с настороженным ожиданием агрессивных действий со стороны других людей. Для формирования новых положительных форм отношения к людям необходимо снизить эти опасения, проявлять тактичность самому и следит ...